Актуальная тема
Зоозащитный центр "Новый ковчег" нуждается в средствах на строительство приюта для бездомных животных.
Помочь беспризорным собакам и кошкам может каждый житель нашего города!
Подробности
По вопросам помощи приюту обращайтесь к Анне 8-960-525-79-54

О чем пишут в интернете

Встать на защиту природы

26.11.2013 Читать комментарии

Природоохранная акция прошла в национальном парке «Угра».

Главное - улучить случай

Десант добровольцев, состоящий из трех десятков человек, высадился на минувшей неделе в деревне Никола-Ленивец Дзержинского района. Костяк группы состоял из представителей компании М-видео из Коломны, Курска, Рязани, Самары, Саратова, Воронежа, Калуги и Обнинска. Возле законсервированного храма Святой Троицы нас встречал художник Николай Полисский. Это во многом благодаря его стараниям в этой богом забытой и покинутой его жителями деревеньке процветает сегодня широко известный Всероссийский центр ленд-арта. Вместе с другими московскими художниками в 2000 году он активно начал здесь строиться. С помощью жителей соседних деревень художник вначале слепил две сотни снеговиков и возвел большой акведук, чем несказанно удивил местных жителей, своих друзей и коллег. Потом из сена, лозы создал башни, соорудил огромный дровник, поленья из которого пошли зимой на отопление дома.

- Я улучил случай, когда советская власть ушла, а новые хозяева еще не пришли, - рассказывал Николай Владимирович волонтерам, которые прибыли, чтобы помочь лесникам Галкинского лесничества навести порядок на экологической тропе, проходящей через Cвятилище, автором создания которой и является Полисский. – Я вышел и начал творить на открытой природе, и это вроде всем понравилось. Пришли и другие художники, появился и предприниматель, который купил эту землю, чтобы помогать делать необычные вещи. Вот вы сейчас будете заниматься очень важным делом, непосредственно тем, что нужно природе, - чуть почистите ее, чтобы человек мог тихонько войти в лес и не упасть на гнилой валежник.
«Бобур» вне «Границ империи»

Далее он коснулся взаимоотношений с национальным парком, которые со временем утряслись, и сейчас идет совместная работа.

- У нас есть много таких взаимовыгодных моментов, - вступил в разговор директор парка Виктор Гришенков. – К художникам и природе очень гармонично подсоединился бизнес.

Как известно, Всемирный фонд дикой природы предложил интересный конкурс, победителю которого он выделял деньги на реализацию экологического проекта, а другую половину средств должен был дать местный бизнес. Парк «Угра» сумел найти спонсора среди местных бизнесменов и выиграл грант. В результате проект «Святилище Никола-Ленивец и музеефикация памятника археологии» стал победителем конкурса малых грантов Всемирного фонда дикой природы для национальных парков России.

Прежде чем отправиться на экологическую тропу, протянувшуюся на два с половиной километра, со смотровой площадки, устроенной рядом с огромной деревянной инсталляцией «Ухо», мы полюбовались чудесным видом Угры, на берегу которой высится восемнадцатиметровый «Маяк», воздвигнутый Полисским без единого гвоздя из стволов и веток. По пути сюда новые друзья парка смогли увидеть из окон автобуса и автомашин на окрестных полях макушки высоченных колонн «Границы империи», увенчанных двуглавыми орлами, фантастические инсталляции «Вавилонский водопровод», «Золотой телец» и новое творение Николая Владимировича – «Бобур». Как пояснил сам художник, этот 22-метровый объект он соорудил к последнему фестивалю «Архстояние» и назвал его в честь одноименного парижского квартала.
Таким представил идола художник

Методист экологического просвещения национального парка Мария Тропина повела нас от храма Святой Троицы по тропе «Городище и Святилище Никола-Ленивец» вдоль заборов, за которыми стояли дома дачников, вывела на Масленичную поляну, где раньше проходили праздники проводов русской зимы. По словам Марии Ивановны, городище, к которому мы вышли, было основано восточными балтами еще до начала нашей эры. Оно использовалось жителями окрестных поселений как убежище, куда они прятались при появлении неприятеля. Археологические раскопки, проводившиеся здесь, дали ученым богатый материал, а Полисского вдохновили на создание огромного мистического идола. Его основу составил мощный ствол перевернутого макушкой вниз дерева, а вокруг на ветках художник развешал скульптуры жертвенных деревянных животных.

Место, где посредине Святилища высится идол, производило довольно мрачное впечатление. Оно густо заросло деревьями, среди которых было немало так называемых остолопов - деревьев с обломанными макушками. С одной стороны холм, испещренный ямами, был окружен глубоким оврагом, с другой - крутой горой.

Надо признаться, что и передвигаться в этот день по этой территории было непросто. Перед нашим появлением здесь на ветвях деревьев и на земле лежал снег, который растаял, и извилистые каменные и земляные тропы, мостки, сооруженные из стволов деревьев, были очень скользкими. Вниз к Угре мы спускались по крутым каменным ступенькам. Склоны холма были буквально усыпаны яблоками-дичками. Особенно много их было возле святого колодца. Я поднял одно, вымыл его в ручье, вытекавшем из колодца. Дикое яблоко оказалось кисло-сладким, очень сочным и вкусным. Может, именно такими они были на вкус и в древности.
Острова спасения

У святого колодца, а также на тропе вдоль Угры был подготовлен для нас фронт работ. Предстояло сложить в штабеля бревна от распиленных лесниками упавших деревьев, убрать с дороги ветки, а мусор и сметенную с каменных троп листву сложить в целлофановые мешки и вынести в деревню. Молодые и крепкие мужчины перетащили на тропу сверху доски, а лесники соорудили из них мостки, которые пролегли через болотистую низину. После почти трехчасовой работы мы с заданием справились и направились в обратный путь. Обувь и одежда волонтеров была забрызгана грязью. Мои джинсы тоже покрывала грязь городища, а ноги в мокрых ботинках озябли. Отогреть их я смог только во время позднего обеда в уютном деревенском ресторане соседней деревеньки Звизжи.

Для гостей дирекция парка планировала в этот день провести еще одну экскурсию по объектам ленд-арта, но от нее пришлось отказаться, поскольку уже начало смеркаться. Зато у волонтеров появился повод приехать сюда еще раз, тем более что их компания М-видео со следующего года начинает осуществлять в национальном парке новый проект. Она выделяет средства на ежегодную посадку по десять гектаров молодых дубков в течение трех лет. В дальнейшем она намерена еще нескольких лет финансировать уход за этими посадками.

- Помогая национальному парку «Угра», мы должны помнить, что помогаем не его дирекции, а сами себе, своей Родине, земле, на которой живем, - сказал, подводя итог акции по благоустройству экологической тропы, Виктор Гришенков. – Мы настолько жестко используем среду своего обитания, что национальные парки как раз и становятся теми островами, которые должны спасти человечество. А спасая человечество, мы спасаем себя и своих потомков.
Наша справка

Созданная художником Полисским экологическая тропа «Городище и Святилище Никола-Ленивец» стала уникальным участком на территории национального парка. Как сообщает один из информационных щитов, установленных там, он воспроизводит атмосферу одного из периодов поселения на рубеже эр. На ранней стадии развития наши предки поклонялись различным одушевленным и неодушевленным предметам, обожествляли силу природы, почитали деревья и животных не только как предков, но и как священные предметы.

Другой информационный щит сообщал, что основанное восточными балтами городище в период раннего железного века было окружено деревянным частоколом, за которым имелся комплекс деревянных построек. В III – V веках возведены внутренние земляные рвы и внешний земляной вал. В то время постоянные селища располагались на ближайших участках берега Угры. Одновременно они являлись местом жертвоприношений. В эпоху древней Руси поселения продолжали существовать, о чем свидетельствуют находки остатков хозяйственных построек.

Кстати, как сообщает сайт национального парка «Угра», в октябре ученые-специалисты вели раскопки в районе деревни Никола-Ленивец, на месте нового археологического объекта – селища, который был обнаружен несколько лет назад ведущим научным сотрудником парка Галиной Массалитиной при осмотре одного из наиболее примечательных архитектурных творений – Маяка, поставленного рядом с Угрой. При его сооружении, что нередко случается, нарушили дерновый покров, а из обнажившейся почвы «выглянули» осколки древних глиняных сосудов.

«Исследования, проведенные калужскими археологами в минувшем месяце, дали впечатляющий результат. Местный культурный слой запечатлел три исторические эпохи: первых веков нашей эры, Древней Руси (XI-XIII веков) и объектов позднего Средневековья (XIV-XVII веков)».

Виктор ХОТЕЕВ.
газета “Весть”